Вызвали меня как то на копир Kyoсera-Mita 1500, говорят не работает, бумага застревает. Собрал инструменты, уточнил адрес и поехал. Довольно долго искал, где это, но наконец, обнаружил старое здание, а  в подвале старого здания и оказалась организация вызвавшая меня.  Выяснилось что это действующая типография, причем работали они на таком оборудовании, которое я не видел до этого. В подвале меня встретили женщины, их вид был, почему то испуганный, как выяснилось позже, не случайно…  Итак, аппарат KM-1500, заминает бумагу, достаю процесс-юнит PU-100 и что вижу? Единый блок процесс-юнита разделен на две части, то есть фотобарабан с бункером отработки отдельно и отдельно часть с магнитным валом и тубой тонера.  После, прямо таки, допроса, «Что случилось?!» выяснилось, что в копире застряла бумага (а бумагу они использовали очень тонкую), причем бумага попала как то под ракель, работники типографии вытащить бумагу сами поначалу не могли, вызывать сервис тоже не хотели (экономия сейчас везде, плюс злое начальство), они  вытащили  процесс-юнит и достали все-таки бумагу попутно разломав  процесс-юнит пополам…  Засунув обе половинки блока в аппарат, копир, естественно, показал очередное замятие при попытке копировании. Среди работниц началась паника… На стихийном собрании было решено неисправность  от начальства скрыть и вызвать все-таки сервис.  И оплатить устранение этой неисправности  из своих собственных средств, которые и были собраны прямо тут же (собрали где-то тысячу рублей).  Но после моего заявления, что процесс-юнит подлежит теперь замене на новый (цена нового около 12 000 руб) среди работниц началась вторая волна паники… Дабы не доводить дело до смертоубийства пришлось скулибничать и скрепить процесс-юнит с помощью крючков из скрепок.  За это я попросил показать мне эту ретро-типографию и  испросил разрешения на съемку. Вернулся я туда со товарищем на следующий день поснимать...

Итак, с чего же начинается печать? А начинается она с печи где плавят свинец.

печь

Из этих полос металла потом отливают буквы:

 

гарт

Далее этот металл(гарт) попадает в линотип:

 

линотип

Этакий некий монстр, чудо инженерной мысли, (сразу возник вопрос, а если сломается, то как его чинить? :) как он работает, можете почитать в википедии, я же прилагаю небольшое видео об этом.

 

Далее эти строки, которые отлили в металле проходят ручную подгонку и обрезку. Даже страшно представить сколько на это тратится времени.

После этого из гранок формируют текст, тоже вручную и с помощью уже машины начинают процесс копирования.

К сожалению эта машина не работала в тот момент, поэтому видео о ее работе нет.

Поскольку формирование текста из гранок процесс длительный и кропотливый, то сформированные наборы гранок сохраняют, а вдруг опять пригодятся?

гранки

Готовые наборы из гранок стоят практически везде, даже в коридорах.

рабочее место

Рабочее место составителя гранок (не знаю как точно называется эта профессия:)

С бумагой в типографии работают самостоятельно, изготавливая различные форматы под свои нужды, если нужно нарезать немного, то используют ручной резак:

резак

А если резать приходиться много, то в дело вступает механизация:

резак

Или этот монстр:

резак

Небольшое видео этого процесса ниже:

Небольшой видеообзор одного помещения типографии:

Еще несколько фотографий оборудования:

Проволокосшивательная машина.

И, наконец, ваш покорный слуга за набором на линотипе этой статьи:))

P.S. Как мне стало известно, после некоторого времени, все эти механизмы были сданы на металлолом... P.P.S. Эти механизмы настолько заворожили меня, что я не удержался и сделал небольшую музыкальную зарисовку:

Вы не можете оставлять комментарии.

Перед публикацией комментарий будет проверен модератором.