Печать
Просмотров: 2665

Разговорился я тут недавно с одним своим знакомым, который работает инженером в одной фирме (в какой не скажу:) о выборе электроинструмента, поговорили о том, о сём, что вокруг один Китай и я говорю, что если покупать вещь с надеждой, что она прослужит долго, то надо брать бренд. А он на это мне отвечает, что, будучи в одной из командировок, разговорился с инженером одной известной европейской фирмы (название опять не скажу:) и этот инженер ему в приватной беседе сообщил, что на производстве у них есть целый отдел, который занимается, скажем так, «оптимизаций» деталей изделий, чтобы они выходили из строя аккурат после окончания гарантийного срока. Что руководством фирмы им была поставлена такая задача, причем надо так сконструировать детали изделия, чтобы поломка не наносила репутационный ущерб фирме. То есть всё должно выглядеть так, как если бы сам потребитель сломал эту вещь. Такое требования было выдвинуто потому, что начали падать продажи, люди, купившую качественную вещь, вряд ли в скором времени купят такую еще, зачем? Эта же работает и не ломается. По этой причине и было принято решение искусственно сократить срок службы изделий. Но, на самом деле, это только вершина айсберга, людей, для постоянного приобретения вещей, мотивируют разными способами, формируют культуру избыточного потребления – это модно, это в тренде, это вот у всех есть купи и ты и т.д. Но это уже отдельная история – формирование в умах людей культуры избыточного потребления. Тут можно самому противостоять такой концепции, но ничего поделать с искусственным устареванием вещей нельзя. Так как это зависит от производителя этих вещей. Казалось бы, эта ситуация из разряда - раньше была трава зеленее и воздух чище, но нет, это не совсем так. Вот пример, купил я в прошлом уже веке дрель, дрель можно сказать еще советскую – Байкал Е-131А. Вот, даже сфоткал ее:

Использовал ее и в хвост и в гриву, давал друзьям, знакомым и соседям, когда те делали ремонты, потом использовал ее несколько лет по работе при прокладке линий связи, сверлил отверстия по пол метра в кирпиче, не жалел одним словом. И за все это время лишь одна поломка – перетерся сетевой шнур, который был заменен за 10 минут и дрель опять в работе. Этой дрели на данный момент больше пятнадцати лет, и она до сих пор у меня работает. А в позапрошлом году я купил другую, с реверсом, так как у старой дрели реверса нет. И в этом году новая уже заскрежетала и у нее отвалился патрон. То есть программа устаревания вещей в действии. Если взять инструкцию к моей старой дрели и прочитать описание конструкции, то мы видим:

 

 

Дрель снабжена мощным двигателем, имеющим собственный пластмассовый корпус, армированный стекловолокном, с эффективной вентиляцией, обеспечивающей длительный срок эксплуатации.
В конструкции двигателя применены щеткодержатели, изготовленные методом литья под давлением, значительно повышающие его ресурс.
Жесткий корпус из литого алюминия способствует повышению надежности изделия.
Механизм синхронизации позволяет переключать скорости редуктора, не дожидаясь остановки сверла, предотвращая поломку редуктора.

То есть мы видим, что раньше упор делался на надежность и долговечность, а не на дизайн и эргономичность.
Скорее всего данная тенденция относится не только к электроинструменту, но и распространяется вообще, на все вещи вокруг нас - бытовая техника, автомобили, одежда, гаджеты. Более того, если вещь хорошо работает, то производитель все равно может отправить ее на свалку, это подтверждает следующий мой пример – планшет. Для полевых работ на выезде я несколько лет назад купил десятидюймовый планшетик на Windows 7. На тот момент, почти топовый вариант, два ядра, каждое по одному гигагерцу, пользовался им каждый день, никаких тормозов, но через пару лет, когда система обновилась до десятки, им невозможно стало пользоваться, нельзя даже нормально посмотреть видео на ютубе, так все тормозит. И не помогает переустановка этой десятки с нуля. То есть производитель нас толкает на замену абсолютно исправной вещи. Которая и была мной сделана- был куплен опять планшет на Windows, тоже 10 дюймов, по характеристикам он лишь немного превосходит старый, но на нем все летает. Вот только вопрос, надолго ли? Так как уже второй раз прилетают обновления, которые якобы противостоят хакерам и эти обновления официально замедляют работу компьютера. То есть еще пара тройка таких обновления и снова в магазин за новым планшетом. Кстати, недавно было выяснено, что Эппл дистанционно замедляет работу своих старых устройств, чтобы увеличить продажи новых.
Про смартфоны отдельная песня – их, по мнению производителя надо менять минимум раз в год, а то не успеешь за трендом, а если кто противиться этому, тот все равно купит новый, так как его смартфон «неожиданно» выйдет из строя, как это случилось, например, с моим, который после выключения просто не включился. То есть сломался в выключенном состоянии.
Недавно наткнулся на доклад фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers, что продажи смартфонов падают по всему миру, а значит нам надо ждать новых одноразовых смартфонов, которых нельзя будет отремонтировать, кстати про ремонт. Усложнение ремонта тоже лежит на совести производителя, ему же выгодно, чтобы вещь не ремонтировали, а покупали новую, отсюда пошли экраны, вклеенные в корпус, несменяемые аккумуляторы, сложности с доступом к документации по ремонту и прочие новшества, типа использования клея вместо винтов, которые призваны сделать ремонт нецелесообразным, а то и вовсе невозможным. К автомобилям это тоже относится, двигатели миллионники, или хотя бы полмиллионники канули в лету, на некоторых автомобилях, чтобы поменять лампу в фаре надо снимать бампер, а для замены свечей - разбирать двигатель. А ведь первый автомобиль Форда – Жестяная Лиззи Ford Model T, имел детали из ванадиевой стали, которые практически не требовали обслуживания, например, рулевые тяги, шестерни коробки передач, валы, которые просто не изнашивались за весь срок службы машины. Также подвеска машины не требовала никакой смазки. Но что это я о Форде, имел я копейку 1975 года, и отъездив на ней несколько лет без особых проблем, продал ее знакомому, а тот, в свою очередь еще через пару-тройку лет также продал её. То есть в общей сложности отъездила она лет тридцать не меньше... Сейчас, конечно о таком сроке для машины можно только мечтать. Вот недавний пример, иду как-то по улице и вижу новый ГАЗ, грузовик стоит, рядом бегает водитель, суетиться, что-то дергает в районе кузова, подошел, спросил, оказалось на новой машине при подъеме кузова срезало какие-то стопоры, на мой вопрос почему, говорит, что они не из закаленного металла сделаны. Есть определенная группа людей, которые выискиваю старые Ауди 80 или Сузуки 1990-х годов и несмотря на такой почтенный возраст они часто в хорошем состоянии и потом, при должном уходе, еще радуют не один год владельца, не доставляя им особых хлопот. Читал, что сейчас стали применять чуть ли не прессованный картон на дисках сцепления даже на автомобилях премиум класса, в принципе это логично, приобрел дорогой авто, значит есть деньги и на обслуживание, а сделать обслуживание почаще это уже забота производителя:)) Рынок насыщен, можно сказать до предела.
Я думаю, что отсюда у корпораций проистекает желание обеспечить весь земной шар интернетом, провести его даже в самые отдаленные уголки планеты, под благовидным предлогом обеспечения благами цивилизации в виде интернета заставить население покупать смартфоны и гаджеты.
Хорошо это или плохо сказать сложно, для потребителя плохо, для производителя хорошо, но тот же производитель обеспечивает работой людей, так что однозначно сказать трудно, как говориться предупрежден – значит вооружен, кому интересно во всем разобраться и понять причины, тот будет подходить к покупкам взвешено и осторожно, почитает форумы, отзывы и сделает свой выбор, а остальным навяжет выбор реклама и консультанты в магазинах. И кстати, по словам самих консультантов, они рекомендуют к покупке не оптимальную вещь, которая требуется потребителю, а ту, которую им надо продать в данный момент.

А что вы думаете про это? Замечали ли вы, что вещи стали ломаться чаще?